Ограничения и запреты

Разница между запретами и ограничениями

В юриспруденции выделяются такие правовые категории, как запреты и ограничения. В чем заключается специфика тех и других?

Содержание статьи

В общем случае под запретом в юриспруденции понимается императивная норма права, в соответствии с которой тот или иной субъект (например, человек или организация) в установленных законом случаях не имеет разрешения осуществлять какие-либо действия или вступать в правоотношения. При этом запрет не может быть снят по воле соответствующего субъекта — только законодательно.

Например, в соответствии с положениями нормативных актов о гражданской службе, специалисты государственных и бюджетных организаций, занимающие должности на госслужбе, имеют запреты (если они не аннулируются отдельными нормами права):

  1. на осуществление предпринимательской деятельности;
  2. на приобретение ценных бумаг в целях извлечения дохода;
  3. на приобретение статуса поверенного или же представителя интересов третьих лиц в своем государственном органе;
  4. на принятие подарков и иных вознаграждений от физических и юридических лиц, полученных вне трудовых правоотношений;
  5. на выезд за границу за счет средств физических и юридических лиц, полученных вне трудовых правоотношений;
  6. на использование в целях, не имеющих отношения к службе, ресурсов, которые предоставляются работодателем;
  7. на разглашение или частное использование конфиденциальных данных, доступ к которым получен на службе;
  8. на публичные высказывания, в том числе и в СМИ, на темы, связанные с деятельностью органов власти и их руководителей в случае, если подобные компетенции не входят в трудовые обязанности госслужащего.

Перечень запретов, установленных для гражданских служащих, заметно больше — мы рассмотрели лишь некоторые из их примеров. Наряду с соответствующими запретами для госслужащих также определен ряд ограничений. Изучим их спецификуи интерпретацию данного термина в юриспруденции.

к содержанию ↑

Что представляют собой ограничения в юриспруденции?

Под ограничениями в юриспруденции принято понимать нормы права, в соответствии с которыми тот или иной субъект — физлицо или организация — не имеет права осуществлять какие-либо действия либо вступать в правоотношения, если не обеспечит соответствия своего статуса установленным требованиям либо если не осуществит определенным образом те или иные действия.

Таким образом, ограничения принципиально могут быть сняты самим субъектом правоотношений (или, по крайней мере, будут зависеть в преобладающей степени от него лично, а не от изменений в законах).

Выше мы рассмотрели примеры запретов в контексте статуса гражданских служащих. Если говорить в данном аспекте об ограничениях, то таковыми можно назвать:

  1. наличие у гражданина недееспособности (при ее наличии нельзя быть госслужащим);
  2. непрохождение гражданином процедуры получения допуска к гостайне (как условия найма на государственную службу);
  3. наличие у гражданина заболевания, препятствующего прохождению госслужбы;
  4. выход из гражданства РФ как обязательного условия прохождения госслужбы.

Данный перечень ограничений может дополняться иными критериями, устанавливаемыми законодательством о гражданской службе.

к содержанию ↑

Сравнение

Главное отличие запретов от ограничений в юриспруденции заключается в том, что первые принципиально не могут быть сняты по воле субъекта, вступающего в правоотношения, а вторые — могут при условии, что данный субъект приобретет нужный статус (например, в случае с госслужбой — вступит в гражданство России) или осуществит требуемые действия (например — пройдет процедуру допуска к гостайне, чтобы стать государственным служащим).

Между запретами и ограничениями с точки зрения юриспруденции, безусловно, есть и много общего. Так, и те и другие основываются на императивных нормах права, запрещающих тому или иному субъекту вступать в определенные правоотношения или совершать действия, пока запреты или ограничения будут иметь место.

Определив,в чем разница между запретами и ограничениями в юриспруденции, отразим выводы в небольшой таблице.

к содержанию ↑

Таблица

Запреты (в юриспруденции) Ограничения (в юриспруденции)
Что общего между ними?
Запреты и ограничения в юриспруденции основаны на императивных нормах права, по которым тот или иной субъект не может вступать в правоотношения или осуществлять определенные действия, пока соответствующие запреты и ограничения действуют
В чем разница между ними?
Субъект правоотношений принципиально не может законным образом обойти установленный для него запрет на вступление в правоотношения или осуществление действий Субъект правоотношений имеет принципиальную возможность обойти установленное для него ограничение на вступление в правоотношения или осуществление действий — если получит необходимый статус или осуществит иные требуемые действия

Источник: https://TheDifference.ru/chem-otlichayutsya-zaprety-ot-ogranichenij/

Ограничения и запреты для государственного служащего

⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 64Следующая ⇒

Для государственного гражданского служащего установлены специальные ограничения и запреты по службе (ст. 16 и 17 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Гражданский служащий не может быть принят на государственную гражданскую службу и находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

Обратите внимание

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

7) наличия гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставления установленных законодательством или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Для гражданского служащего ст. 17 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлены запреты, связанные с гражданской службой. Гражданскому служащему, например, запрещается:

1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

2) замещать должность гражданской службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность;

б) избрания на выбор­ную должность в органе местного самоуправления;

в) избрания на оп­лачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе; государственный служащий обязан полностью посвятить себя государственной службе, что обеспечивает ее эффективность.

Важно

Государственный служащий не вправе занимать другую должность, быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Этот запрет обусловлен требованием от государствен­ного служащего полнейшей самоотдачи, нахождения на службе посто­янно в течение всего служебного времени;

3) осуществлять предпринимательскую деятельность. Предпринима­тельской деятельностью является любая самостоятельная инициативная деятельность государственных служащих, которая осуществляется на постоянной основе посредством как личного выполнения работ, так и вложения средств в предприятие в предусмотренных законом формах, причем напримеравленная на получение личного денежного дохода;

4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено федеральными законами. Представительство выражается в деятельности представителя, совершаемой от имени представляемого. Представитель действует от имени и в интересах представляемого (ст. 182 ГК РФ);

6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).

Указанный запрет не лишает возможности получения государственными служащими символических знаков внимания в соответствии с общепризнанными нормами вежли­вости и гостеприимства, символических сувениров при проведении протокольных или других официальных мероприятий. Вместе с тем ст.

575 Гражданского кодекса (Часть вторая) устанавливает, что государственным служащим и служащим органов муниципальных образо­ваний в связи с их должностным положением или в связи с исполне­нием ими служебных обязанностей не допускается дарение, за исклю­чением так называемых «обычных подарков», стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров опла­ты труда. Однако закон не определяет понятия «обычного подарка» и порядка реализации данной нормы. Остаются открытыми, например, такие вопросы: сколько раз в день можно получать «обычные подарки»? Где их можно получать (в кабинете, на улице, в лесу и т.д.)? От каких лиц можно получать «обычные подарки»? Конечно, эта норма является нормой частного (гражданского) права, однако она распространяет свое действие и на сферу публично-правового регулирования государственно-служебных отношений. Думается, что данная норма несовместима с цивилизованной этикой государственной службы. Если законодатель хотел подчеркнуть что-то особенное в гражданско-правовом институте дарения, действующего и в сфере государственной служ­бы, то, очевидно, ему это не удалось сделать корректно. Складывается впечатление, что законодатель легализовал возможность получения государственными и муниципальными служащими «взятки в небольших размерах»;

7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физичес­ких и юридических лиц;

Совет

8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным за­коном к сведениям конфиденциального характера, или служебную ин­формацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должност­ных обязанностей;

10) принимать без письменного разрешения представителя нанима­теля награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также по­литических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодей­ствие с указанными организациями и объединениями;

11) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора. Таким образом, государственный служащий не вправе участвовать в забастовках как способе разрешения проблем, возникающих в системе государственной службы.

Государство и его органы каждодневно имеют множество «внешних врагов», с ко­торыми они призваны «бороться»: катастрофы, землетрясения, пожа­ры, наводнения, военные конфликты, преступность, болезни и т.д.

Если разрешить бастовать государственным служащим, то у государства по­явится «внутренний враг», способный в одно мгновение разрушить го­сударственность, внести дисгармонию в общественные и экономические отношения.

Государственный служащий предупреждается при поступ­лении на государственную службу о таком правоограничении и прини­мает, таким образом, его добровольно;

12) Государственный служащий не вправе использовать свое служеб­ное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений. Конституция РФ установила многопар­тийную систему.

Обратите внимание

Участие государственного служащего в деятельности каких-либо политических партий или других общественных объедине­ний несовместимо с государственной должностью государственной служ­бы. Этот запрет напримерямую связан с принципом внепартийности государ­ственной службы.

Но он не означает, что государственный служащий лишен права вступить в политические партии и занимать в них руко­водящие посты. Он может придерживаться различных политических взглядов.

Одним из важнейших правовых условий, обеспечивающих со­блюдение запрета государственного служащего на использование своего служебного положения в интересах политических партий, является зап­рет на образование в государственных органах структур полити­ческих партий, религиозных, общественных объединений, за исключе­нием профессиональных союзов и некоторых иных органов обществен­ной самодеятельности.

Читайте также:  Как выселить квартирантов за невыполнение обязательств

Статья 18. Требования к служебному поведению гражданского служащего

1. Гражданский служащий обязан:

1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;

4) обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам, не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, граждан и организаций;

5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

Важно

6) соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;

7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;

8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;

9) проявлять корректность в обращении с гражданами;

10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;

11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;

12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

2. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители», обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

⇐ Предыдущая10111213141516171819Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/1x1fb4.html

В чем разница между ограничениями и запретами

При содержании приговоренного лица под стражей до разбирательства в судебном порядке, время ареста засчитывается, как сутки за сутки. Замена лишения свободы на ограничение свободы в действительности законом предусмотрено.

Суд может на законных основаниях заменить арест на более мягкое наказание, с учетом наличия определенных обстоятельств. Если гражданином, находящимся под арестом, совершается другое преступное деяние, в отношении него предусматривается наказание в соответствии с правилами совокупности вынесенного приговора.

На основании, которых при полном либо только частичном сложении всех предусмотренных типов ограничений сутки ареста соответствуют суткам лишения свободы.

Ведомство по управлению государственной гражданской службой ростовской области

Ограничение свободы и такое понятие, как арест согласно УК РФ – два самостоятельных вида, предусмотренных законодательством наказания.

Данные понятия говорят в действительности сами за себя: ограничение свободы и лишение свободы разница между ними, конечно же, есть и состоит она в следующем: арест – изоляция от окружающего мира, а вот ограничение – свобода, подразумевающая наложение определенных запретов.

ВниманиеВ чем сущность этих двух понятий? Арест предусматривает отбывание наказания исключительно в тюрьмах строгого или же общего режима, а также колониях, различных учреждениях. Ограничение в своей части не предусматривает согласно ст.
53 действующего законодательства полную изоляцию. Контроль над выполнением данных требований осуществляет специальный надзорный орган, перед которым отбывающий наказание отчитывается каждый месяц.

Разница между запретами и ограничениями

Рассматриваемый законодательный «постулат» соответствует международно-правовым обязательствам Российской Федерации. Так, Конвенция Международной Организации Труда N 87 о свободе ассоциации и защите права на организацию в ст.

3.2 ограничения и запреты на государственной гражданской службе

Трудящиеся и предприниматели без какого бы то ни было различия имеют право создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, а также право вступать в такие организации на единственном условии подчинения уставам этих последних». Кроме того, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах гласит (ст.

8): «Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются обеспечить: а) право каждого человека создавать для осуществления и защиты своих экономических и социальных интересов профессиональные союзы и вступать в таковые по своему выбору при единственном условии соблюдения правил соответствующей организации.

Чем отличается лишение свободы от ограничения свободы?

Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, по утвержденным формам: — лицами, замещающими государственные должности в Правительстве Ростовской области и иных органах исполнительной власти Ростовской области — в управление по кадровой работе Правительства Ростовской области; — лицами, замещающими государственные должности в иных государственных органах Ростовской области — в кадровое подразделение соответствующего государственного органа Ростовской области. 3) передать принадлежащие ценные бумаги, акции в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, если владение ими приводит или может привести к конфликту интересов.

Автомобиль с ограничениями

Основные понятия, используемые в сфере противодействия коррупции Коррупция – это: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте «а», от имени или в интересах юридического лица.

Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. 4.

Ответственность за несоблюдение запретов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.


Базовые ограничения, запреты и обязанности, установленные действующим законодательством (федеральным и областным) о противодействии коррупции В Федеральный закон от 25.12.

2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» внесены ряд изменений, в числе которых – введение статьи 12¹, посвященной ограничениям, запретам и обязанностям, налагаемым на лиц, замещающих (в том числе) государственные должности субъектов Российской Федерации.

Источник: http://juristufa.ru/2018/04/20/v-chem-raznitsa-mezhdu-ogranicheniyami-i-zapretami/

Правовые ограничения и запреты, связанные с замещением должностей государственной гражданской службы

ПРАВО И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Н.В. ВАССЕРМАН

ассистент Байкальского государственного университета

экономики и права, г. Иркутск e-mail: lawnata@mail.ru

ПРАВОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ И ЗАПРЕТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ЗАМЕЩЕНИЕМ ДОЛЖНОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

Рассматривается действующее законодательство о государственной гражданской службе, анализируется отдельно взятый аспект, связанный с ограничениями и запретами в отношении государственных гражданских служащих.

Ключевые слова: государственная гражданская служба, ограничения и запреты, конфликт интересов.

УДК 342.9 ББК 67.401

Совет

Преобразования в устройстве государственной власти Российской Федерации сопровождаются реформированием государственной службы.

В последнее время активно развивается правовое регулирование этого института, утверждена специальная Федеральная программа по реформированию государственной службы Российской Фе-дерации1, одной из целей которой является создание комплексной нормативно-правовой основы регулирования государственной службы Российской Федерации.

Данной программой были намечены повышение эффективности государственной службы в целом, ее видов и уровней, оптимизация затрат на государственное управление. В настоящее время уже приняты федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации»2, «О государственной гражданской службе Российской Федерации»3.

Задача первого из них — федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 июля 2003 г.

№ 58-ФЗ — установить общие принципы и основные положения правового регулирования государственной службы.

В его статьях последовательно представлены общие вопросы организации и функционирования, а также условия государственной службы, система управления государственной службой. На его

основе должны быть приняты как федеральные законы, регламентирующие отдельные виды федеральной государственной службы, так и законы субъектов Российской Федерации, посвященные определению особенностей региональной гражданской службы.

Второй из названных законов — федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ — также является комплексным законодательным актом рамочного регулирования.

Данный закон охватывает обширную сферу общественных отношений, определяет правила конкретного вида государственной службы: устанавливает правовые, организационные и экономические основы федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации. Его еще называют «трудовым кодексом» для чиновников или своеобразным ГОСТом службы, поскольку он переводит регулирование отношений, связанных с поступлением на государственную гражданскую службу, ее прохождением и прекращением, в область административно-служебного права, не вступая при этом в противоречие с нормами трудового права4.

В юридической литературе законы о государственной службе получили неод-

© Н.В. Вассерман, 2009

нозначную оценку.

Обратите внимание

Наряду с утверждениями о том, что они «заложили в целом твердые правовые основы построения и практической деятельности самой двигательной силы в государственном механизме»5, встречаются отрицательные отзывы.

Так, нельзя не заметить и противоречия в ряде положений самого закона, содержащиеся в нем нормы коллизионного характера, оставляющие пробелы в правовом регулировании государственно-служебных отношений6.

Безусловно, федеральный закон «О государственной гражданской службе» содержит ряд положительных моментов. Это выражается прежде всего в законодательном закреплении ряда этических норм поведения государственных гражданских служащих, ранее не регламентируемых.

Главный недостаток закона в том, что в нем отсутствуют действенные механизмы (специальные организации, формы, методы), призванные активно способствовать реальному, эффективному его функционированию.

Также одной из слабых сторон закона следует признать отдельные положения, закрепляющие ряд запретов и ограничений для гражданских служащих.

Российский законодатель впервые вводит понятие ограничений и запретов на государственной гражданской службе, которые можно рассматривать как правовые меры, позволяющие создать условия, способствующие предотвращению коррупционных проявлений, и посвящает этому ст. 16 и 17 федерального закона «О государственной гражданской службе».

Ограничение — это условие, при котором гражданин не может быть принят на гражданскую службу или не может более на ней находиться, а запреты — это то, что гражданский служащий не вправе делать, находясь на государственной службе. Как видно, законодатель ограничился весьма расплывчатыми формулировками, не раскрывая сути данных категорий.

В работах некоторых ученых, занимающихся исследованием государственной службы, встречается термин «правоограни-чения» — это обусловленные Конституцией РФ и установленные федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами условия, правила, запреты, ставящие государственного служащего в определенные

юридические рамки, выходить за пределы которых запрещено7. Безусловно, вопрос о соотношении понятий «ограничение» и «запрет» требует дальнейшего изучения, анализа и заслуживает отдельного внимания со стороны ученых-правоведов.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе» запрещает гражданскому служащему заниматься предпринимательской деятельностью (ч. 3 ст. 17).

Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке8.

Важно

Федеральным законом «Об основах государственной службы РФ» от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ государственному служащему запрещалось заниматься предпринимательской деятельностью как лично, так и через доверенных лиц.

Таким образом, оформляя бизнес на доверенное лицо, гражданский служащий, выполняя служебные обязанности, одновременно может получать доход от занятия предпринимательской деятельностью. Представляется, что законодателю следовало исправить данный пробел, чтобы при толковании нормы не возникали спорные ситуации.

Имеются и положительные нововведения: так, в законе решен вопрос об участии служащего в предпринимательской деятельности после увольнения с государственной гражданской службы.

Читайте также:  Какие товары нельзя вернуть или обменять в магазине?

Для уходящего с государственной гражданской службы устанавливается ограничение в два года, в течение которых он не может работать в тех организациях, отдельные функции государственного управления которыми непосредственно входили в его прежние должностные обязанности.

Таким образом устанавливается определенная защитная мера, направленная на преодоление коррупции, чтобы не возникало таких ситуаций, когда служащий переходит в ту организацию, которой он управлял, находясь на гражданской службе. Однако неясен смысл категории «отдельные функции», законодатель не уточняет, какие это функции и что следует под ними понимать; кто должен

Известия ИГЭА. 2009. № 2 (64)

Н.В. ВАССЕРМАН

определять критерии выполнения «отдельных функций» государственного управления в этих случаях — будущий работодатель или сторона в гражданско-правовых договорах; какие последствия могут наступить при игнорировании гражданским служащим данного запрета, поскольку отношения будут уже не служебные. Думается, что эти положения закона требуют дальнейшей доработки и уточнения со стороны законодателя.

С принятием федерального закона «О государственной гражданской службе» в России впервые в законодательном порядке вводится такое понятие, как «конфликт интересов», и предлагается механизм его разрешения. Конфликт интересов тесно взаимосвязан с ограничениями и запретами на гражданской службе, поскольку нарушение ограничений и запретов приводит к возникновению конфликтной ситуации.

Законодатель определил, что конфликт интересов — это ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей.

Совет

Под личной заинтересованностью гражданского служащего понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего или членов его семьи.

В федеральном законе «О государственной гражданской службе» личная заинтересованность сводится исключительно к получению гражданским служащим материальной выгоды.

Такое понимание не совсем верно, так как на исполнение служащим своих должностных обязанностей могут повлиять и интересы личного характера, лишенные корыстных целей, например желание помочь своим близким, родственникам, членам семьи, попавшим в трудное положение. Это, в свою очередь, тоже может привести к конфликту интересов на гражданской службе, а также к причинению вреда законным интересам граждан, организаций, общества и государства, но в этом случае личная заинтересованность будет лишена такого признака, как получение материальной выгоды.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе» предусматривает и

механизм разрешения конфликта интересов, который выглядит слишком громоздким и трудноисполнимым. Так, в случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, он обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме.

Наниматель принимает меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Кроме того, порядок разрешения конфликта интересов нашел отражение в новом федеральном законе «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф39.

Данный закон устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В нем прописываются такие меры по профилактике коррупции, как антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов, предъявление специальных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также ряд других мер, направленных на предотвращение коррупции в органах государственной власти.

К сожалению, низкий уровень развития правосознания в обществе, многовековая история взяточничества и воровства на всех уровнях власти, а также отсутствие действенных механизмов борьбы с данными явлениями в России будут серьезным препятствием реализации этих норм на практике.

Служащий сам должен быть заинтересован в том, чтобы сообщить о конфликте государству и тем самым предотвратить более крупные для себя проблемы. «Нормы начнут работать в полную силу, когда сложится нормальная практика, когда находиться в состоянии конфликта станет просто неприлично»10.

Как вытекает из текста закона, этими вопросами должны заниматься специально созданные комиссии по урегулированию конфликтов интересов, которые создаются внутри государственных органов.

Обратите внимание

Таким образом, в законодательство о государственной гражданской службе введены новые понятия, новые профессиональные

Известия ИГЭА. 2009. № 2 (64)

термины, новые правовые институты. Даже исходные понятия «государственная служба» и «государственный служащий» определяются в законе принципиально иначе.

При анализе отдельно взятого аспекта закона, связанного с ограничениями и запретами на гражданской службе, возникает много вопросов, на которые непросто ответить. Безусловно, эти категории требуют дальнейшего исследования и теоретической разработки.

Примечания

1 О федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003—2005 годы)»: указ Президента РФ от 19 нояб. 2002 г. № 1336 // СЗ РФ. 2002. № 47. Ст. 4664.

2 О системе государственной службы Российской Федерации: федер. закон от 27 июля 2003 г. № 58-ФЗ // Там же. 2003. № 22. Ст. 2063.

3 О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Там же. 2004. № 31. Ст. 3215.

4 См., напр.: «Трудовой кодекс» для чиновника // Российская газета. 2004. 31 июля; ГОСТ службы: Государственные чиновники теперь будут жить и работать по закону // Там же. 2002. 29 июля.

5 См., напр.: Манохин В.М., Адушкин Ю.С. О реформировании государственно-служебного законодательства // Административное и административно-процессуальное право: Актуальные проблемы. М., 2004.

Важно

6 См., напр.: Козбаненко В.А., Медведев Д.А. Комментарий к ФЗ «О государственной гражданской службе». СПб., 2007.

7 Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: учеб. для подгот. гос. служащих. М., 1999.

8 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

9 Российская газета. 2008. 30 дек.

10 У чиновника есть не только правовые, но и моральные запреты // Известия. 2003. 28 окт.

УДК 342.727 А.Р. ШАСТИНА

ББК 67 ассистент Байкальского государственного университета

экономики и права, г. Иркутск e-mail: arakel@front.ru

СВОБОДА СЛОВА В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

В ПЕРИОД ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Рассматриваются правовые основы функционирования СМИ в период глобализации, особенности реализации права на свободу слова и права на информацию в деятельности СМИ.

Ключевые слова: свобода слова, средства массовой информации, массовая коммуникация, глобализация, право на информацию.

Рудольф фон Иеринг объявляет замкнутость смертным грехом народов, ибо высший закон истории есть общение1. Процесс глобализации естественен, как естественно само общение, и данный процесс набирает обороты и затрагивает все сферы общественной жизни. Это отражается прежде всего на массовых информационных процессах, обеспечивающих коммуникацию народов.

Средства массовой коммуникации предоставляют множество возможностей для общения. По мнению Л.В. Мрочко, к ним может быть отнесен арсенал устного общения (лекция, конференция, собрание, митинг,

Совет

беседа и т.п.), культуры и искусства (театр, литература, кино и т.п.) и средств массовой информации (периодическая печать, телевидение и радиовещание)2. Коммуникация — процесс, предполагающий передачу информации.

В последние годы развивалась теория существования двух моделей передачи информации — «вертикальной» (от официальных, государственных или частных СМИ к населению) и «горизонтальной» (от гражданина к гражданину, например через Интернет).

Деятельность СМИ — серьезная и ответственная общественная и государственная функция. В связи с этим остро стоит воп-

© А.Р. Шастина, 2009

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-ogranicheniya-i-zaprety-svyazannye-s-zamescheniem-dolzhnostey-gosudarstvennoy-grazhdanskoy-sluzhby

В чем разница между ограничениями и запретами

Гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего.

Роль и место данного типа наказания, содержащийся в приговоре судебных органов в исправительной системе – полное перевоспитание гражданина, преступившего черту закона со всей его строгостью, которая обусловлена содержания данного наказания и его характеристиками, а именно:

  • изоляция от общества в принудительном порядке;
  • большие сроки содержания под стражей;
  • наложение дополнительных типов наказания в области жилищных, трудовых и конечно же семейных отношений;
  • применение в отношении заключенного мер исправительного характера.

Значимость ареста – то, что общество защищают от опасных преступников, которые помещаются в исправительные особые колонии достаточно строгого режима, тем самым ограничивая возможность совершения нового злодеяния на протяжении всего срока заключения. Вот, чем отличается лишение свободы от ограничения свободы.

Разница между запретами и ограничениями

3.1.

3.2 ограничения и запреты на государственной гражданской службе

Запрет на участие в деятельности органа управления коммерческой организацией распространяется на случаи, когда такая деятельность осуществляется «на платной основе».

Такое уточнение необходимо в связи с тем, что, например, в органы управления (фактически — в советы директоров) акционерных обществ, часть акций которых находится в федеральной собственности, входят представители государства, которые, как правило, являются государственными служащими, и такая их деятельность осуществляется «в рамках» должностных обязанностей.

Чем отличается лишение свободы от ограничения свободы?

Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации; к) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации; л) разглашать или использовать в целях, не связанных с выполнением служебных обязанностей, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей.

Автомобиль с ограничениями

Пользование указанным правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественного порядка или для ограждения прав и свобод других: b) право на забастовки при условии его осуществления в соответствии с законами страны: Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений пользования этими правами для лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции или администрации государства». Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, являясь составной частью ее правовой системы (ст.

15 Конституции РФ), детализируются в федеральных законах, как комментируемом, так и иных, в частности в Федеральном законе от 12 января 1996 г.

N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 30 июня, 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 9 мая 2005 г., 23 июля, 30 декабря 2008 г.). 2.

Запрет на прекращение исполнения должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора обусловлен отличием гражданского служащего, заключившего служебный контракт, от гражданина, вступившего в трудовые отношения с работодателем, т.е.

«работника», работающего по трудовому договору. Работник при наличии условий и в порядке, установленных ТК РФ (ст. 379) вправе отказаться от выполнения работы.

При этом ТК РФ, так же как и комментируемый Федеральный закон, не допускает (запрещает) приостановление работы государственными служащими (ст.
142), пусть даже в конкретном случае — задержки выплаты заработной платы.

Источник: http://tk-advokat.ru/2018/04/20/v-chem-raznitsa-mezhdu-ogranicheniyami-i-zapretami/

Запреты и ограничения военнослужащих

ПодробностиАвтор: юрист Алексей НовоточинКатегория: Военная служба и образование (увольнение) Опубликовано: 12 мая 2016 Просмотров: 40379

Читайте также:  Материнский капитал отменят в 2018? новости о том, до какого года будут платить мат капитал

Воинская служба является одной из специфических разновидностей государственной службы.

Специфика эта обусловлена характером несения воинской службы, готовность военнослужащего с оружием в руках выступить на защиту интересов государства и в этих же интересах жертвовать ради этого собственной жизнью.
Кроме воинской и тесно связанных с ней службой в других военизированных государственных структурах, в той или иной степени подчиняющихся уставам (МВД, ФСБ, МЧС и др.

), такая обязанность не предусмотрена больше ни для одной категории государственных или муниципальных служащих. Специфика такой постановки вопроса накладывает на военнослужащего ряд высоких моральных обязательств, которые воспитывают в нем чувство долга перед Отечеством и готовности в любой момент выполнить поставленную перед ним задачу по защите родины.

Другой отличительной чертой воинской службы является наличие многочисленных запретов и ограничений, которые накладываются на военнослужащего в период прохождения им воинской службы.

Условно все запреты и ограничения могут быть объединены в 4 неравнозначных по объему и характеру воздействия на права личности блока:

• Политические запреты и ограничения;• Экономические запреты и ограничения;• Ограничения, вытекающие из специфики воинской службы (ее особого характера);• Запреты и ограничения в сфере средст массовой информации и свободы слова.

Именно в этом порядке мы и рассмотрим их правовую природу и степень воздействия на общегражданские права личности военнослужащего.

 Запреты и ограничения на осуществление политической деятельности 

Конституция РФ в ст. 55, ч. 3 декларирует, что личность в Российской федерации, ее права и свободы могут быть ограничены только в той мере, которая необходима и достаточна для защиты конституционного строя, безопасности страны, жизни и здоровья других граждан, их законных интересов и прав.

Развивающим и конкретизирующим это положение Конституции, но уже применительно к военнослужащим, является ФЗ «О статусе военнослужащих».

В большинстве случаев, запреты и ограничения на осуществление военнослужащим политической деятельности в период прохождения воинской службы не выходит за рамки аналогичных запретов, распространяющихся на всех иных государственных служащих.

Целью этих запретов и ограничений являются:• Обеспечение высокой эффективности несения воинской службы, на которую не могли бы повлиять политические пристрастия отдельных военнослужащих;• Воспрепятствование возможным злоупотреблениям, связанным с характером военной службы в ходе политической борьбы;• Созданию внутри воинских коллективов аполитичной атмосферы, не связанной с ходом политической борьбы в обществе.Основной задачей запретов и ограничений политического характера является создание в воинской среде нейтральной, аполитичной и подчиняющейся исключительно государственной власти среды, так как основной целью и задачей воинских формирований является защита государства от внешних врагов. ФЗ «Об обороне» прямо запрещает применение воинских формирований Министерства обороны на территории собственного государства для решения политических разногласий или проведения политических или полицейских мероприятий.

Несмотря на существование запрета на участие в политической деятельности, ведению политической агитации и пропаганды, участию в митингах и демонстрациях, состоянию в политических партиях, организациях или объединениях, военнослужащие не лишены права избирать и быть избранными.

Однако, избрание военнослужащего, проходящего воинскую службу, в любой из выборных органов государственной или муниципальной власти автоматически влечет за собой приостановку его воинской службы и прекращение контракта, который был заключен с военнослужащим.
Не лишает этот запрет военнослужащих и права на просмотр телевизионных программ и прослушивание радио передач с предвыборными материалами кандидатов, ознакомления лично во внеслужебной время с политической платформой партий, участвующих в политической борьбе.
Допускается даже участие военнослужащих во внеслужебное время в мирных шествиях и демонстрациях, но при этом строго запрещаются какие либо политические заявления в адрес руководства страны, критика существующего общественного строя или агитация, направленная в пользу конкретной политической партии.

 Запреты и ограничения в сфере осуществления предпринимательской деятельности 

Государство, заключая контракт с военнослужащим, или призывая гражданина на срочную военную службу, берет на себя обязательства полностью обеспечить ему достойный уровень материального и социального обеспечения, достаточный для удовлетворения его основных жизненных, физических и духовных потребностей.В этих целях каждый военнослужащий обеспечивается денежным довольствием, льготами по оплате всевозможных коммунальных и иных услуг, пользуется правом на бесплатное лечение, образования, бесплатный проезд к месту службы или отдыха.

Запрет на занятие любыми видами предпринимательской или иной деятельности приносящей доход, и не связанной с непосредственным исполнением обязанностей по службе, является симметричным такому же запрету, распространяющемуся на гражданских государственных служащих.

Цели и задачи, стоящие перед военнослужащими требуют полной концентрации их внимания на задачах воинской службы, а их навыки и умения должны реализовываться исключительно для целей совершенствования своего служебного и боевого мастерства.

Статья 10 ФЗ «О статусе военнослужащего» прямо устанавливает запрет для военнослужащего заниматься, как в служебное, так и вне служебное время любой оплачиваемой деятельностью, как в порядке осуществления индивидуальной трудовой деятельности, так и работая по найму или гражданско-правовому договору.

Особым видом занятия деятельностью, влекущей возможность получения дополнительного дохода, и так же запрещенной для военнослужащего, является деятельность, связанная с участием в акционерных или иных обществах, право владения ценными бумагами, приносящими доход и участие в торгах на фондовых и иных биржах, на которых обращается иностранная валюта или другие ценные бумаги, подверженные колебаниям курса стоимости. К этому запрету относится и участие в электронных торгах посредством средств коммуникации.
Под запретом для военнослужащих и участие, в каком бы то ни было виде и форме, в азартных играх, независимо от того, в какой форме они проводятся и требуют ли для участия в них непосредственного присутствия военнослужащего. Единственным исключением является участие в государственных лотереях и возможность получения выигрыша по ним, в качестве источника дохода не предусмотренного ФЗ «О статусе военнослужащего».

Обратите внимание

Довольно спорным и неоднозначным, не нашедшим детального разрешения в действующем военном законодательстве, является вопрос о возможности ведения военнослужащими преподавательской, научной или общественной деятельности некоммерческого характера.Закон не запрещает военнослужащим заниматься научной и преподавательской деятельностью.

Вместе с тем он накладывает прямое ограничение на ведение какой-либо деятельности, приносящей дополнительный доход. В этом и состоит основное противоречие законодательства.

Осуществлять преподавательскую деятельность во время прохождения службы он может либо осуществляя её самостоятельно – (репетирование, оказание консультационных услуг), а это – индивидуальная трудовая деятельность, которой военнослужащему заниматься запрещено.

Либо заключив трудовой договор с образовательным учреждением на прочтение лекций, проведение семинаров или занятий в иной форме. Но и заключение такого договора, так же противоречит указанному Федеральному закону.

Таким образом, практическая реализация права военнослужащего на ведение научной и преподавательской деятельностью в жизни практически не может быть реализована, если военнослужащий – не работник военного научно-исследовательского или учебного заведения МО РФ.Число запретов и ограничений в сфере экономической деятельности – наиболее существенный и объемный блок запретов для военнослужащих. Он же наиболее детально регламентирован за уровне законов и ведомственных нормативных актов МО.

Такое «трепетное» отношение государства к недопустимости получения военнослужащими дополнительных доходов связано с его заботой о чистоте рядов кадрового состава вооруженных сил, сантикоррупционной борьбой и исключением возможности коммерческого, служебного подкупа путем предоставления финансовых благ в какой бы то ни было форме.

 Ограничения, вытекающие из специфики воинской службы (ее особого характера) 

Самым существенным из запретов, нарушающих основные права гражданина, является прямой запрет на участие в забастовках и прекращение работы, как способа урегулирования возникшего конфликта между начальником и подчиненным.

В первом случае, запрещая военнослужащим участвовать в забастовках, законодательство РФ следует в русле общепринятых в мировой практике запретов на появление людей в военной форме в рядах гражданских лиц, выражающих протест против государственного строя или пытающихся решить таким способом свои политические или социальные проблемы.

Основным нормативным актом, в соответствии с которым военнослужащие обязаны сообразовывать все свои действия, и посредством которого должны решать все возникающие конфликтные ситуации является Дисциплинарный Устав ВС.

Именно в ДУ ВС содержится запрет на прекращение исполнения служебных обязанностей в знак несогласия с решением начальника или как средство давления при разрешении конфликтной ситуации.

Важно

Довольно редким и специфичным является запрет на принятие наград иностранных государств без разрешения Президента РФ.

Как правило, военнослужащие, удостаивающиеся такой чести, либо принимали участие в вооруженных конфликтах на территории других государств, правительство которых приняло решение о награждении, либо оказали услуги иностранному государству при спасении жизни его граждан в экстремальной ситуации.

В большей степени этот запрет относится к высшим чинам МО, которые могут получать иностранные награды в качестве «подарка» во время визита в зарубежное государство, или в ознаменование «заслуг», при заключении выгодных военных контрактов.

Именно поэтому, любой случай награждения иностранной наградой является объектом пристального внимания за обоснованностью такого награждения. Некоторые иностранные награды по своему статусу могут повлечь получение дополнительного денежного вознаграждения или получения ряда пожизненных льгот, которые могут находится в противоречии с действующим военным законодательством РФ.

Еще один запрет – на совместную службу родственников в одном подразделении или в состоянии одного из родственников в подчинении у другого, преследует целью пресечение «кумовства», незаслуженного получения преимуществ и льгот, или ускоренного продвижения по служебной лестнице младшего за счет административного ресурса старшего. Ничего плохого в создании династий, посвятивших жизнь служению родине нет. Но служба младших поколений должна проходить независимо от заслуг или должностного положения лиц старшего поколения. Так видится в идеале, но не реализуется на практике.

Внук генерала – никогда не станет маршалом, потому что у маршала – есть свои внуки.

 Запреты и ограничения в сфере средств массовой информации и свободы слова 

Данная группа запретов и ограничений носит весьма чувствительный для личности военнослужащего характер, поскольку не только ограничивает его гражданские права, но и мешает, в некоторых случаях, отстаивать свою позицию при решении личных проблем.

Это относится к прямому запрету на публичную критику действий вышестоящих командиров и начальников.

Принимая такое положение вещей военнослужащие, заключающие контракт, изначально признают главенство принципа прямого, непосредственного и беспрекословного подчинения действиям вышестоящего начальника, какими бы абсурдными они не казались.

Этот запрет не лишает военнослужащего на право обжаловать неправомерный, с его точки зрения, приказ вышестоящему начальству, но не отменяет обязанности в любом случае его исполнить.

Еще одним из ограничений является запрет на публичную пропаганду своего отношения к той или иной ситуации в стране или на публичную пропаганду религиозных воззрений военнослужащего.

Церковь, являющаяся по статусу общественной организацией, на протяжении всей истории человечества оказывала сильнейшее психологическое воздействие на своих приверженцев и последователей. Не секрет, что на протяжении столетий существовало жесткое, выливавшееся в кровопролитные войны противостояние между представителями различных религий и даже конфессий в рамках одной религии.На территории РФ проживают и, соответственно служат в армии, представители всех известных мировых религий. И если даже в гражданском обществе признано недопустимым проводит пропаганду, каким либо образом оскорбляющую или умаляющую представителей любой из не православных религий, то в армии это недопустимо вдвойне.

Совет

Рассмотренные в статье ограничения и запреты на осуществление определенных видов деятельности во время прохождения воинской службы, в большинстве стран «западной» цивилизации, являются распространенными и опробированными на практике столетиями существования армейских подразделений.

Источник: http://doblest-chest.ru/info/voennaya-sluzhba-i-obrazovanie/300-zaprety-i-ogranicheniya-voennosluzhashchikh

Ссылка на основную публикацию